Второе образование в медицине: за и против.

Славин Лев Иванович
8 Августа 2020
·
мин. на чтение

По мнению немецких социологов каждый человек через 7 лет должен поменять если не профессию, то специальность, направление, вектор своей деятельности. Семилетний период – достаточный срок, чтобы достигнуть совершенства практически в любой области знаний. Далее начинаются повторы, интерес к специальности затухает и это закономерно для любой, даже самой творческой профессии. Потребность в развитии заставляет каждого из нас искать иные цели и ориентиры в собственной деятельности.

Нужна ли вторая специальность в медицине? Принято считать, что квалификация врача с возрастом повышается за счёт опыта и накопленных знаний. Быть может, это верно для терапевтических дисциплин, но так ли это в хирургии? Понятно, что при прочих равных условиях уровень подготовкихирурга с 5-летним и 20-летним стажем несопоставимы.

А если сравнивать иные возрастные группы, например врача с 20-летним и 30-летним стажем, или 20 и 40-летним? Так ли очевидны здесь преимущества формального хирургического опыта? Тем более, что работа в операционной подразумевает определённую физическую нагрузку и необходимость непреходящего профессионального «куража». На наш взгляд, хирург с 10-15 летним стажем, на протяжении 5-7 лет специализирующийся в определённой области, более успешен как оператор, чем «аксакал» в свои 55-60 лет. В конечном счёте, в хирургии многое решает элементарный тренинг, будь то эзофагогастрэктомия или удаление вросшего ногтя. Любую операцию лучше выполнит врач, в руках которого она поставлена «на поток», независимо от званий и регалий. Лучше, чем профессор, практикующий всего лишь раз в неделю. Неудивительно, что в США в лечении ятрогенных повреждений общего желчного протока – операции, которая никак не может быть рутинной ежедневной процедурой – наилучшие результаты получены в Центрах трансплантации печени: эти хирурги держат в руках желчные протоки чуть ли не ежедневно.

Желание сформировать свою карьеру, обеспечить материальный достаток и занять определённое положение в обществе естественно для каждого человека, в том числе –для врача. В чём состоит карьера хирурга, кроме расширения спектра выполняемых операций, улучшения их результатов, снижения частоты и тяжести осложнений, самосовершенствования в диагностике и клиническом мышлении?

Кроме повышения квалификационной категории и получения учёных степеней? Для многих успешная карьера подразумевает занятие должности заведующего отделением, начмеда или главного врача. Иные работают на кафедре медицинского ВУЗа, что, впрочем, перестало быть престижным и экономически целесообразным в последние десятилетия. Либо продолжают административную карьеру в структурах медицинского управления на уровне города, региона или страны. Понятно, что такой рост почти всегда достигается ценой потери первичной врачебной специальности. Однако высоких должностей для всех не хватает, профессия к 35-40 годам, в целом, освоена. Что дальше?

Мы предлагаем Вам свой опыт профессионального развития врача, накопленный за годы существования учебного «Центра Эндохирургии». Он состоит в получении второй, смежной медицинской специальности. Но в чём смысл? Человек 15 лет проработал нейрохирургом и пошёл учиться на уролога. Чтобы затем до полудня работать в нейрохирургии, а после – в урологии? Что это даёт ему, больнице и пациентам? Конечно, ничего. Речь идёт о совмещении смежных, взаимодополняющих родственных медицинских специальностей. Например, таких, как абдоминальная хирургия и оперативная гинекология. Терапевтическая гастроэнтерология и внутрипросветная диагностическая эндоскопия. Акушерство-гинекология и УЗИ. Во многих цивилизованных странах терапевты самостоятельно выполняют своим больным колоноскопию и гастродуоденоскопию, отслеживая состояние своих пациентов в процессе лечения. Во Франции, например, нет жёсткого разделения на полостных хирургов и оперирующих гинекологов: брюшная полость едина и врач обязан уметь делать в ней всё. Обучение методике УЗИ позволяет акушеру-гинекологу следить за течением беременности у своей пациентки, самостоятельно не только заподозрить, но и визуализировать ту или иную гинекологическую патологию, наблюдать за течением послеоперационного периода. Кто лучше оперировавшего хирурга, «заглянувшего» в брюшную полость при помощи ультразвука, сможет распознать осложнение и выбрать правильную тактику? Желательность получения второй медицинской специальности стала совершенно очевидна в эпоху эндохирургии, когда появилась возможность из единого доступа одномоментно корригировать патологию различных органов и систем, выполняя симультанные операции.

К сожалению, существует множество примеров, когда отсутствие у врача навыков в смежной специальности существенно ограничивает его профессиональные возможности. Например, ситуация, когда женщине, перенесшей лапароскопическую холецистэктомию, через два-тримесяца выполняют плановую операцию по поводу серозной кисты яичника лапаротомным доступом. Пациентку, прооперированную на органах малого таза, сразу после выписки направляют к хирургу для лечения пупочной грыжи, существовавшей на протяжении 2-3 лет. А необходимость в удаление червеобразного отростка, вовлечённого в спаечный процесс в области малого таза, служит показанием к чревосечению, так как приглашенный хирург, увы, не владеет лапароскопическим доступом.

В нашем Центре обучения, где сегодня существует 22 разноименных циклов, прошли переподготовку более 6500 врачей России и стран СНГ. За последние пять лет из них 56 обучались неоднократно, пройдя два и более разноимённых циклов. Эти 56 врачей специализировались в общей сложности на 141 курсе (5 циклов прошли 3 врача, 4 цикла – 6, три цикла – 18, два цикла - 29). В таблице 1 представлены темы, которые были наиболее востребованы в качестве второй специальности, а также представлена первичная специализация врачей.

Таблица 1. Смежные специальности, освоенные врачами в Центре обучения.

 

Вторая или последующая

Специализации

Первая специализация

Эндохирургия

(хирурги)

Лапароскопия в гинекологии

(гинекологи)

Торакоскопическая хирургия

(торак. хирурги)

Лапароскопия в гинекологии

38

-

1

Гистерорезектоскопия

4

14

-

Лапароскопическая экстирпация матки

4

12

-

Внутрипросветная эндоскопия

1

-

1

Пластическая и эстетическая хирургия

4

2

-

Высокие технологии в эндохирургии

10

-

2

Эндохирургия

-

2

-

Оперативная артроскопия

2

-

1

УЗИ в акушерстве и гинекологии

2

8

-


Таким образом, для 39 врачей (все-хирурги) смежной специальностью стала лапароскопия в гинекологии, у 12 – пластическая и эстетическая хирургия, у 10 – УЗИ в акушерстве-гинекологии (2-хирурги), у 3 – артроскопия, у 2 – внутрипросветная эндоскопия, у 2 гинекологов – эндохирургия. Дополнительное образование по гистерорезектоскопии получили 18 врачей (4-хирурги), по технике лапароскопической экстирпации матки – 16 (4-хирурги). В большинстве случаев первичной специализацией была эндохирургия с последующим расширением интересов на смежные специальности.

В плане получения нескольких образований в медицине показательна профессиональная судьба двух врачей из г. Славутич (Украина). В 1994г. они прошли первичную специализацию в нашем Центре по эндохирургии и вернувшись домой организовали хозрасчетное отделение. Их деятельность была настолько успешной, что больные на операцию приезжали из Одессы и Киева. В 1996г. – повторное обучение на цикле «Лапароскопия в гинекологии»; 1998г. – третий визит в Казань с прохождением курса по пластической хирургии, 2000г. – лапароскопическая и влагалищная экстирпация матки. В конце 2002г. один из украинских хирургов прошёл переподготовку на цикле «Внутрипросветная эндоскопия».

На наш взгляд, вторая специальность помогает талантливому врачу реализовать свой интеллектуальный потенциал с несомненной пользой для себя, пациентов и медицинского учреждения. Рамки, поставленные в нашем сознании, образовании и развитии оказываются, во многом, искусственны. Они должны и могут быть раздвинуты.

Д.м.н., профессор кафедры эндоскопии, общей и эндоскопической хирургии Казанской государственной медицинской академии, основатель "Центра обучения эндохирургии"

Фёдоров И.В.