Существует ли творчество в хирургии?
Многие поколения отечественных медиков были воспитаны на одном постулате: в своем профессиональном мастерстве нужно достигнуть уровня учителей, а затем стать лучше их. Что значит лучше, не обсуждалось, но подразумевалось, видимо, следующее: лучше лечить и диагностировать, иметь меньше осложнений, улучшать ближайшие и отдаленные результаты, осваивать новые технологии и быть успешным в их рамках.
Однако, в начале 90-х годов прошлого столетия ситуация изменилась и выяснилось, что истина лежит несколько в иной плоскости. Действительно, в мире ценится профессионализм и мастерство, но медицина и хирургия – такое же ремесло, как и профессия столяря, слесаря, жестянщика. Оценивают их достаточно скромно, по меркам западного общества – порядка $3-5 тысяч ежемесячного оклада минус налоги. Элиту хирургического мира составляют совершенно иные люди, которые привносят в нашу жизнь и свою профессию инновации, т.е. разрабатывают новые способы диагностики и лечения, создают новые технологии, приборы и инструменты. Защищают патенты, а затем передают их для реализации фирмам-производителям медицинского оборудования. Именно такие хирурги становятся владельцами вилл, лимузинов и яхт в экзотических регионах планеты. При этом поведение фирм-производителей на Западе остается безупречным, так как малейшее нарушение авторских прав внимательно отслеживается и чревато огромными штрафами. Лучшие изобретатели не всегда являются лучшими хирургами, зато в области инноваций им нет равных. В свою очередь, престиж и доходы врачей блестящих, но лишенных дара созидания нового, весьма скромны. Таковы законы этого мира, они справедливы и не подлежат обсуждению. Многие из нас склонны задавать массу вопросов эпохе, обществу, окружению, собственному руководству, тогда как претензии следует адресовать исключительно себе.
Как поступить хирургу, которого не удовлетворяет рутинная работа исполнителя и он стремится стать изобретателем мирового уровня?
Таланта и способностей для этого явно недостаточно. Необходимы, на мой взгляд, следующие действия: Образование. Врач должен знать в деталях представлять все, что за последние 3-5 лет сделано в мире по интересующему его вопросу. Для этого необходимо знание языка и регулярная работа в Интернете. Инновации рождаются только в сознании, насыщенной новейшей информацией. Иначе, и таких случаев предостаточно, велосипед будет изобретен повторно: к досаде автора и мягкой иронии коллег. Идея должна быть реализована на практике. В виде инструмента, прибора, способа, технологии. В мире есть множество изобретателей, авторов десятков патентов, ни один из которых так и не пригодился в практической медицине. Поэтому контакт и сотрудничество с фирмами-производителями, способными оказать реальную помощь в реализации проекта – первостепенная необходимость. Любая идея должна иметь бизнес-составляющую, способную улучшить благосостояние автора и других участников проекта. В противном случае жизнеспособность Вашего изобретения окажется под сомнением. Для каждого человека, изобретателя в том числе, чрезвычайно важно понимать, что и в 20, и в 40, и в 60 лет, будучи профессором, академиком или руководителем вселенского масштаба, он еще только находится в начале пути.
Сделано мало, а нужно сделать еще очень много. Достигнутые успехи – только прелюдия к настоящим вершинам. Довольство достигнутым – званиями, степенями, должностью – главный бич и могильщик изобретателя. Профессиональное развитие хирурга и гинеколога, травматолога и оториноларинголога должно быть планомерным и поступательным, от простого – к сложному, но непрерывно. Примером могут быть этапы освоения врачом такого метода, как лапароскопия в гинекологии: Диагностическая лапароскопия – около 1 года. Операции на придатках матки – 2-3 года, после обучения в специализированном Центре. Операции на матке, включая её ампутацию – 2-3 года, после прохождения цикла продолженного обучения. Экстирпация матки лапароскопическим и лапароскопически ассистированным доступом – 1-2 года. Тазовая лимфаденэктомия – 1-2 года. Таким образом, освоение полного спектра лапароскопических операций в гинекологии может потребовать 7-8 лет кропотливой работы и обучения. Вполне логично, если параллельно врач осваивает и другие малоинвазивные и пластические технологии, например, гистрероскопия и операция Бёрча.
В результате 7-8, пусть 10 лет со старта – вполне достаточный срок для того, чтобы освоить любую специальность, а в возрасте 33-35 лет перейти к изобретениям, разработке новых методов, приёмов, инструментов, способов диагностики и лечения заболеваний человека. То есть, непосредственно к творчеству - в медицине и хирургии.
Профессор кафедры Эндоскопической и общей хирургии
Казанской государственной медицинской академии,
д.м.н., руководитель учебного центра
«Эндоскопическая хирургия и гинекология»
Федоров И.В.